Top 

80 - е годы и далее


Наш народ всегда верил в две великие идеи: что завтра можно жить лучше, чем сегодня, и что каждый американец несет за это личную моральную ответственность.
Билл Клинтон (1992)


Структурные сдвиги в американском обществе, начавшиеся задолго до 80-х гг., были налицо в предпоследнем десятилетии XX в. Крупные изменения произошли в составе населения, его занятиях и профессиональной ориентации.

ОБЩЕСТВО В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

Доминирование сферы услуг в экономике стало бесспорным. К середине 80-х гг. в ней работало 3/4 всех занятых, в том числе государственные, конторские и торговые служащие, врачи и прочий медицинский персонал, адвокаты и банкиры. Рост сферы услуг был обусловлен массовым применением общедоступных компьютеров. Наступил "век информации", когда с помощью новой счетной техники удавалось получать такие данные об экономических и социальных процессах, которые раньше трудно было себе представить. В быту и на производстве распространились миллионы малых компьютеров, названных в 1982 г. журналом "Тайм" "машиной года".

В быт американцев компьютеры вошли еще быстрее, чем в сферу услуг. В 70-е гг. двое молодых людей, покинувших колледж, Стивен П. Джобс и Стивен Возняк проводили опыты с электроникой в гараже своих родителей. Они и добились успеха, сконструировав персональный компьютер — небольшой аппарат, больше подходящий для личного пользования, чем для производственных целей. В 1976 г. Джобс и Возняк основали фирму "Эпл компьютер инкорпорейтед", которая через несколько лет стала ведущей в электронной промышленности США. Тем временем "индустрия дымовых труб" — сталелитейная и текстильная отрасли утратили прежнее значение.

Автомобильная промышленность США на протяжении 60—70-х гг. страдала от конкуренции с высокопроизводительными японскими фирмами "Тойота", "Хонда" и "Ниссан", которые открывали свои филиалы в Соединенных Штатах. К 1980 г. каждый четвертый автомобиль, поставленный на американский рынок, был японского происхождения. Только в конце 80-х — начале 90-х гг. американские концерны, такие как "Форд", стали выпускать автомобили дешевле и лучше японских, потеснив последние на рынке США. Хотя от их яростной конкуренции выигрывал прежде всего американский покупатель, как это было и в других отраслях, например, в производстве компьютеров, снижение цен имело и свою болезненную сторону — ликвидацию тысяч рабочих мест в автомобилестроении.

Изменения происходили и в структуре населения страны. После бума 1946—1964 гг. рождаемость пошла на убыль, прирост населения замедлился и появилась тенденция к преобладанию старших возрастных групп. К 1980 г. среди домохозяев уменьшилась доля семей — четвертая часть совместно проживающих (по двое и более человек) родственниками не являлись.

На состав населения влияла и новая волна иммиграции. Реформа 1965 г. изменила иммиграционную политику, и в результате резко возрос поток переселенцев из стран Азии и Латинской Америки. Когда война во Вьетнаме закончилась, в Соединенные Штаты перебралось множество беженцев из этой страны. В 1980 г. туда прибыло 808 тыс. человек — наивысшее число иммигрантов, зарегистрированное после 1920 г., когда США вновь стали прибежищем для людей всего мира.

В 80-е гг. активными участниками борьбы за гражданское равенство стали иные, чем раньше, группы населения, — например, гомосексуалисты. Они использовали тактику гражданских действий, и политическое давление, как правило, оказывалось успешным. В 1975 г. комиссия США по гражданской службе сняла запрет на прием гомосексуалистов на работу, и в ряде штатов были приняты законы, запрещающие их дискриминацию. Затем в их движении наступил сбой, и наряду с уступками сексуальным меньшинствам к ним вновь стало проявляться враждебное отношение. В 1981 г. медики обнаружили вирус СПИДа — смертельного заболевания, поражающего иммунную систему человека. СПИД передается половым путем либо через кровь, и в Соединенных Штатах им заболевали в первую очередь гомосексуалисты и наркоманы, делавшие внутривенные инъекции. Остальное население было столь же уязвимо, и к 1992 г. от СПИДа умерло свыше 150 тыс. американцев, а 1,5 млн. стало носителями его вируса (цифра расчетная). Эпидемия СПИДа не ограничивалась Соединенными Штатами, и медики всего мира объединили усилия в борьбе с ним. Одним из первых достижений американских и французских ученых стало выделение вируса СПИДа и проведение испытаний по защите от него кроветворной системы.


КОНСЕРВАТИЗМ И ВОЗВЫШЕНИЕ РОНАЛЬДА РЕЙГАНА

Неблагоприятные экономические, социальные и политические тенденции 60—70-х гг., разгул преступности и расовый антагонизм во многих городах, а при президенте Картере — спад в экономике и инфляция разочаровали многих американцев. Снова усилилось их недоверие к правительству, к его способности решать давно назревшие социально-экономические проблемы.

Консерваторы, уже давно не управлявшие страной на федеральном уровне, были готовы к тому, чтобы обратить эти общественные настроения в свою пользу. Американцам все больше импонировала их концепция ограничения полномочий правительства, идея усиления обороноспособности США и защита традиционных ценностей от того, что считалось ими вседозволенностью и хаосом, присущими современному обществу.

Этот подъем консерватизма имел немало источников. В 80-е гг. возросли активность и влияние религиозных объединений. Так, ортодоксально настроенные христиане, приверженные библейским догматам, проявляли особую озабоченность ростом преступности и падения нравственности, чему в немалой степени способствовало употребление наркотиков. Одна из самых влиятельных религиозных групп называлась "Моральное большинство", и руководил ею баптистский священник Джерри Фолуэлл. Другой, по имени Пэт Робертсон, создал "Христианскую коалицию", ставшую к 1992 г. влиятельной силой в республиканской партии. Как и другие подобные объединения, они учреждались с целью восстановления былого значения религии в жизни американцев, и телепередачи на евангельские темы привлекали многих. Правые силы в США приняли самое активное участие в дискуссии о праве женщин делать аборты. Эта тема вызывала в то время множество споров и противоречивых суждений. Верховный суд США в 1973 г. признал за ними это право, приняв решение по делу "Роу против Уэйд", но целый ряд организаций и многие граждане выступили с протестом, в том числе католики, консервативные политики, служители церкви. Большая их часть приравнивала аборт к убийству независимо от обстоятельств, в которых он был сделан. Они были готовы оказать поддержку согласным с ними политикам и выступить против тех, кто отстаивал право женщины на прерывание беременности. Сторонники и противники абортов устраивали шествия и демонстрации, ставшие частью "политического пейзажа" тогдашней Америки.

Правое крыло республиканской партии вновь стало усиливаться. Так было и в 1964 г., в связи с выдвижением кандидатуры Барри Голдуотера в президенты США, но тогда это продолжалось недолго. Однако к 1980 г., по мере совершенствования приемов финансирования политических кампаний, правые республиканцы достигли "зрелости". Опираясь на консервативных экономистов типа Милтона Фридмена, журналистов Уильяма Ф. Бакли, Джорджа Уилла и др., а также на такие "столпы" консерватизма, как "Фонд наследия", "новые правые" стали играть ведущую роль в политике 80-х гг. Подобно "старым правым", новые консерваторы выступали за жесткое ограничение государственного регулирования и за сохранение традиционных американских ценностей, уделяя при этом большое внимание семье и религии. "Новые правые" были единодушны в таких вопросах, как ужесточение борьбы с преступностью, запрещение абортов, принятие поправки к конституции, разрешающей служить молебен в государственных школах, отмена законодательства о равноправии женщин.

Человеком, который свел эти идеи воедино, был Рональд Рейган. Уроженец штата Иллинойс, он, еще не будучи политиком, получил известность, снимаясь в кино и выступая на телевидении. В 1964 г. он проявил себя в масштабе США, выступив с телевизионной речью в поддержку Голдуотера. Прослужив два срока на посту губернатора Калифорнии в 1967—1975 гг., Рейган недобрал небольшого числа голосов, чтобы выдвинуться кандидатом в президенты от республиканской партии в 1976 г. В 1980 г. он победил на выборах Джимми Картера, а в 1984 г. — вице-президента при Картере Уолтера Мондейла, причем со значительным перевесом голосов.

Неиссякаемый оптимизм и умение прославить достижения и помыслы американского народа не покидали Рейгана на протяжении двух сроков его президентства. В глазах многих он олицетворял уверенность и стабильность. При всей своей склонности к непродуманным заявлениям Рейган с блеском выступал по телевидению, за что его прозвали "великим телепередатчиком". Хотя до 60-х гг. он не занимался политикой, его хорошо запомнили кино- и телезрители, и, став президентом США, он воскресил в памяти американцев процветание и относительную социальную стабильность 50-х гг., когда страной управлял другой обаятельный и популярный человек — Дуайт Эйзенхауэр.

Рейган был убежден, что в Соединенных Штатах каждый может достичь успеха путем индивидуальных усилий, и доказывал, что государство слишком много делает за самих людей. Он намеревался сократить или ликвидировать те социальные программы, которые считал ненужными и порождающими "убытки, обман и злоупотребления". Государство, повторял он, не решает проблем, оно само является проблемой. В годы своего президентства Рейган больше Картера занимался сокращением государственного регулирования. Так, он вывел из-под контроля правительства сферы потребления, занятости и охраны окружающей среды, считая его в данных случаях неэффективным, дорогостоящим и мешающим развитию деловой активности. ЭКОНОМИКА США В 80-е гг.

В начале 80-х гг. Соединенные Штаты переживали самый глубокий после 30-х гг. спад производства. Экономический рост почти прекратился. В 1982 г. реальный валовой национальный продукт (ВНП) (1) уменьшился на 2,5%, тогда как норма безработицы превысила 10% (2) и примерно треть промышленного потенциала была недогружена. Положение усугублялось энергетическим кризисом. Сказывались и последствия войны во Вьетнаме — федеральные расходы на НИОКР (3) перераспределялись в пользу военных, а не коммерческих разработок, и в этой области США отставали от ФРГ и Японии. По мере падения производства в США доля этих и ряда других держав в мировой торговле возрастала и американцы начинали потреблять все больше импортных товаров. В 1981 г. администрация Рейгана столкнулась с проблемой экономической стагнации, роста инфляции и чрезмерно высоких процентных ставок.

Программа внутренних преобразований основывалась на уверенности Рейгана в том, что страна начнет развиваться и процветать тогда, когда будет дана свобода частному сектору. Сторонник "предлагающей" экономики, основанной на теории зависимости экономического роста главным образом от предложения товаров и услуг, Рейган добивался значительного снижения налогов, чтобы стимулировать потребление, накопление и инвестирование. По мнению экономистов этой школы, снижение налогов ведет к росту капиталовложений и заработков, а значит, и доходов государства — вследствие увеличения облагаемых сумм. Хотя в палате представителей преобладали демократы, а в сенате республиканцы имели лишь незначительный перевес, Рейгану удалось уже в первый год пребывания у власти узаконить основные положения своей программы, включая снижение налогов с граждан на 25% в течение трех лет.

Администрация Рейгана добилась также значительного увеличения расходов на модернизацию вооружений. Даже при сокращении затрат на социальные нужды возросший военный бюджет при сниженных налогах привел к еще большему превышению государственных расходов над доходами. В 1982 г. дефицит федерального бюджета превысил 100 млрд. долл., тогда как максимальная его цифра при президенте Картере была втрое меньшей. К 1988 г. государственный долг США достиг рекордной величины в 2,3 триллиона долл.

Спад охватил почти все сферы экономики. В 1981— 1982 гг. число банкротств увеличилось на 50%. На Среднем Западе такие крупные фирмы, как "Дженерал электрик" и "Интернэшнл харвестер", увольняли рабочих. Штаты "солнечного пояса" (регион Юга от Атлантического до Тихоокеанского побережья) какое-то время выглядели экономически здоровыми, но вскоре стагнация началась и в них. Трудные времена переживало сельское хозяйство. При уменьшении численности фермеров производство все больше концентрировалось в руках относительно немногих. Помогая в 70-е гг. Индии, Китаю, СССР и другим странам, страдавшим от нехватки продуктов питания, американские фермеры залезали в долги, чтобы приобрести дополнительную землю и расширить производство. Последовавшее за этим повышение цен на нефть увеличило их издержки, а мировой экономический спад 1980 г. снизил спрос на сельскохозяйственную продукцию. В результате фермерам стало намного труднее сводить концы с концами.

Однако кризис 1982 г. сопровождался снижением цен на нефть, что и дало Соединенным Штатам возможность обуздать галопирующую инфляцию, начавшуюся при Картере. К концу 1983 г. положение в ряде отраслей экономики улучшилось, а в первые месяцы 1984 г. началось ее оживление. США вступили в один из самых длительных после второй мировой войны периодов экономического подъема. Япония согласилась ограничить экспорт своих автомобилей в Америку. Снижение федеральных налогов позволило увеличить потребление, что благотворно сказалось на рынке ценных бумаг. В 1983— 1987 гг. реальный ВНП увеличился в среднем на 4,2% в год, а инфляция удерживалась на уровне 3—5%, за исключением 1986 г., когда она не превысила 2% в год — самый низкий показатель за послевоенные десятилетия. ВНП за 1980—1987 гг. вырос на 60%, а в 1982—1987 гг. в стране появилось более 13 млн. новых рабочих мест.

Последовательно снижая налоги, Рейган провел самую основательную налоговую реформу за последние 75 лет. Этот шаг, сделанный им во второй срок президентства, получил широкую поддержку как республиканцев, так и демократов. Были снижены ставки подоходного налога, упорядочена сетка доходов, с которых взимался налог, устранена возможность уклонения от его уплаты. Это позволило проводить более справедливую налоговую политику в отношении американцев с низкими доходами. Оставались, однако, и серьезные проблемы. Улучшение общего экономического положения не помогло "хроническим" беднякам. Засухи 1986 и 1988 гг. усугубили трудности, переживаемые фермерами. Дефицит федерального бюджета увеличился с 74 млрд. долл. в 1980 г. до 221 млрд. в 1986 г., но через год сократился до 150 млрд. Биржевой крах в конце 1987 г. поставил под сомнение стабильность экономики.

МИР С ПОМОЩЬЮ СИЛЫ

Рейган был сторонником активизации внешней политики США, и такая возможность вскоре представилась благодаря событиям в Центральной Америке. В Сальвадоре развернулось повстанческое движение, и Соединенные Штаты оказали правительству этой страны экономическую помощь, а также послали туда своих военных инструкторов. Одновременно США поддерживали демократические силы Сальвадора, выступавшие против насилия и других нарушений прав человека "эскадронами смерти" — карательными отрядами правых, и способствовали приходу к власти правительства, избранного демократическим путем. США помогали стабилизировать обстановку, но разгул насилия в стране не прекращался и даже усилился в конце 1989 г. По отношению к Никарагуа политика США была гораздо менее последовательной. В 1979 г. никарагуанские революционеры, называвшие себя сандинистами, ликвидировали режим правой диктатуры и одновременно отвергли требование американского правительства прекратить военное сотрудничество с Кубой и СССР и провести демократические реформы. Были отвергнуты и мирные инициативы других латиноамериканских стран (так называемый контадорский процесс), и администрация Рейгана переключилась на оказание помощи "контрас" — силам сопротивления сандинистскому режиму. После интенсивного обсуждения этого вопроса конгресс в октябре 1984 г. приостановил военную помощь "контрас", но продолжал оказывать гуманитарную. Под нажимом администрации Рейгана конгресс возобновил в конце 1986 г. военные поставки, ассигновав для этой цели 100 млн. долл. Однако неудачные вылазки "контрас", нарушение ими прав человека и публичная огласка в США того факта, что их финансирование осуществлялось за счет нелегальной продажи оружия Ирану, вынудили конгресс отказаться от продолжения военной поддержки антисандинистского движения.

Когда политика в отношении Никарагуа в 1987 г. зашла в тупик, рейгановская администрация выступила в поддержку плана установления мира в Центральной Америке. Этот план, выдвинутый президентом Коста-Рики Оскаром Ариасом, предусматривал амнистию всем повстанческим силам, прекращение их поддержки извне и демократизацию стран региона. Администрация президента Джорджа Буша полностью прекратила военное сотрудничество с "контрас", хотя продолжала оказывать им другие виды помощи, чтобы они смогли продержаться до проведения в феврале 1990 г. демократических выборов. По просьбе Буша конгресс финансировал оппозиционную политическую коалицию во главе с Виолеттой де Чаморро, которая одержала полную победу над сандинистами (4).

Администрации Рейгана гораздо больше импонировало то, что почти во всех латиноамериканских странах — от Гватемалы до Аргентины — устанавливалась демократия. Появление избранных демократическим путем правительств не ограничивалось Латинской Америкой: на Филиппинах политическая агитация Корасон Акино за "народную власть" привела к ликвидации диктатуры Фердинанда Маркоса, а выборы в Южной Корее подвели черту под десятилетиями военной диктатуры. Южноафриканская Республика не реагировала на попытки США ускорить падение расового апартеида путем половинчатой политики "конструктивных обязательств" (5). В 1986 г. конгресс, разочарованный отсутствием какого-либо продвижения вперед в этом вопросе, аннулировал президентское вето повторным голосованием и применил к ЮАР экономические санкции. Некоторые американские компании отказались от южноафриканских акций. Только в декабре 1988 г., уже в последние недели президентства Рейгана, увенчалась успехом терпеливая посредническая политика США на юге Африки по мирному урегулированию проблемы Намибии. Соглашения, подписанные ЮАР, Анголой и Кубой, обусловили постепенный вывод кубинских войск из Анголы (6), проведение демократических выборов в этой стране (они состоялись в ноябре 1989 г.), а также вывод войск ЮАР с территории Намибии, которая провозглашалась независимой республикой.

При всей своей антикоммунистической риторике Рейган ограничил прямое использование войск США за пределами страны. 25 октября 1983 г. американская морская пехота высадилась на островке Гренада в Карибском море (7) по настоятельной просьбе соседних стран. Эта операция была проведена после убийства премьер-министра Гренады членами его собственной партии, которая имела марксистскую ориентацию. После короткого боя американцы взяли в плен сотни кубинских военнослужащих и строителей и захватили тайники с оружием советского производства. В декабре 1983 г. американские части уже покинули Гренаду, а на следующий год там состоялись демократические выборы.

Однако в Ливане, где правительство США пыталось сохранить у власти умеренное и ориентированное на Запад правительство, их военная акция закончилась трагически. От устроенного террористами взрыва погиб 241 морской пехотинец. В апреле 1986 г. военные корабли и авиация США нанесли удары по Триполи и Бенгази (Ливия) — в отместку за организованные ливийцами покушения на американских военнослужащих в Европе.

В Персидском заливе США противостояли попыткам Ирана заблокировать морские перевозки нефти во время его затяжной войны с Ираком. Вооруженные силы Соединенных Штатов приняли ответные меры против минирования Ираном залива и обстрела ракетами судна под американским флагом. Вначале Соединенные Штаты выполняли просьбу Кувейта по охране его танкерного флота, а затем вместе с другими морскими державами Западной Европы конвоировали танкеры и прочие нейтральные суда в Персидском заливе. Конвоирование было успешным, и судоходство в этом районе не прекращалось. Правда, в столь напряженной обстановке не обошлось без жертв, явившихся результатом трагических недоразумений. Так, в результате попадания ракеты, выпущенной по ошибке с иракского самолета по американскому военному кораблю "Старк" в мае 1987 г., погибло 37 моряков. В июле 1988 г. американской ракетой "Винсенс" был ошибочно сбит иранский авиалайнер, и все 290 пассажиров погибли.

В отношениях с Советским Союзом Рейган проводил политику "мира с помощью силы". Выросший в годы "холодной войны", он был полон решимости противостоять стране, названной им "империей зла". Напряженность в отношениях между двумя странами была обусловлена двумя факторами: подавлением движения "Солидарность" в Польше в декабре 1981 г. (8) и уничтожением советским истребителем сбившегося с курса южнокорейского пассажирского авиалайнера, выполнявшего рейс № 007 1 сентября 1983 г. Соединенные Штаты осудили также продолжавшуюся советскую оккупацию Афганистана и оказывали помощь бойцам сопротивления — моджахедам.

В первый срок президентства Рейгана беспрецедентные суммы были затрачены на создание систем противоракетной обороны. 23 марта 1983 г. Рейган принял решение, вызвавшее самые ожесточенные споры за весь период его пребывания у власти: о проведении исследовательской программы под названием "Стратегическая оборонная инициатива" (СОИ) для отработки передовой военной технологии — лазерного и пучкового оружия, способного из космоса обеспечивать защиту от баллистических ядерных ракет (9). Хотя многие ученые сомневались в ее осуществимости, а экономисты указывали на очень высокую стоимость программы, администрация Рейгана всячески добивалась ее проведения в жизнь.

После выборов 1984 г. Рейган смягчил свой прежде жесткий подход к контролю над вооружениями. В ноябре 1985 г. он встретился в Женеве с новым советским руководителем Михаилом Горбачевым. Они условились начать серию переговоров о 50-процентном сокращении стратегических наступательных вооружений и о выработке промежуточного соглашения о ракетах среднего радиуса действия (РСРД). В декабре 1987 г. они подписали договор по РСРД, который предусматривал уничтожение этого вида вооружения. Переговоры по сокращению стратегических ядерных вооружений оказались менее успешными, как и переговоры по СОИ.

Если СОИ оказалась трудноразрешимой проблемой для самой рейгановской администрации, другие космические программы оказались более перспективными. За 70-е гг. у американцев почти пропал интерес к освоению космоса, но появился снова, когда в 1981 г. на околоземную орбиту был выведен первый пилотируемый человеком корабль многоразового использования "Колумбия". В 1981—1985 гг. полеты кораблей этого типа, так называемых "шатлов" (челнок - англ.), показали широкие возможности их применения: находясь на орбите, астронавты могли проводить эксперименты, фотографировать, а также запускать, возвращать и ремонтировать различные космические аппараты. Однако в январе 1986 г. случилась трагедия — через 73 секунды после старта взорвался корабль "Челленджер". Погибло б астронавтов и взятый в полет школьный учитель, пожелавший стать первым космическим пассажиром. Полеты "шатлов" были приостановлены на неопределенный срок, пока Национальное агентство по космическим исследованиям (НАСА) занималось устранением неполадок. В конце 1988 г. состоялся успешный запуск нового "шатла" — "Дискавери", но перед этим в его двигательную и компьютерную систему было внесено более 300 изменений.

"ИРАН — КОНТРА" И "ЧЕРНЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК"

Самая серьезная внешнеполитическая проблема, с которой столкнулась администрация Рейгана, проявилась в конце второго срока его президентства. В 1987 г. американцам стало известно, что правительство их страны тайно продавало оружие Ирану — ради спасения американских заложников, захваченных в Ливане экстремистской организацией, подчинявшейся иранскому лидеру Хо-мейни. Расследование показало также, что средства от продажи оружия шли никарагуанским "контрас" именно в то время, когда конгресс запретил военную помощь им. При слушании дела "Иран — контрас" в объединенной комиссии сената и палаты представителей обсуждался вопрос как о законности продажи оружия Ирану, так и о внешнеполитических интересах США на Ближнем Востоке и в Центральной Америке. В целом же дело "Иран — контрас", как и пресловутое "уотергейтское дело" 1972 г. затрагивало фундаментальные проблемы — о праве граждан на получение информации и об отношениях между исполнительной и законодательной властями (10). 19 октября 1987 г. Соединенные Штаты испытали экономическое потрясение. В этот "черный понедельник" стоимость ценных бумаг на бирже Уолл-стрит упала на 22%, что напомнило о легендарном биржевом крахе 1929 г., за которым последовала "великая депрессия" 30-х гг. Причиной краха 1987 г. явилась обеспокоенность держателей акций состоянием внешней торговли США и дефицитом федерального бюджета. В этой связи возникло увлечение "торговлей по программе": биржевые компьютеры сами давали команду на приобретение или продажу многочисленных ценных бумаг в зависимости от изменения конъюнктуры.

Страна оправилась от шока необычайно быстро. Хотя многие американцы отказались от приобретения акций и стали вкладывать деньги более надежным образом, это не привело к депрессии. Экономический рост продолжался, норма безработицы понизилась (округленно) до 6,2% в 1987 г., а в июне 1988 г. установилась на уровне 14-летней давности — 5,2%.

ПРЕЗИДЕНТСТВО ДЖОРДЖА БУША

К концу второго срока президентства Рейган пользовался необычайной популярностью, но по конституции не мог баллотироваться в третий раз. Его политическим преемником стал вице-президент США Джордж Буш, пребывавший на этом посту все 8 лет. Он много выиграл от популярности Рейгана и был избран 41-м президентом страны.

Буш вырос в Новой Англии, начал свою карьеру в нефтяной промышленности Техаса, а во время второй мировой войны служил летчиком-истребителем в морской авиации. Его послужной список — один из самых длинных и разнообразных в американском политическом мире. Он дважды избирался в палату представителей конгресса от штата Техас, сделал неудачную попытку пройти в сенаторы, был представителем США в ООН, в бурные годы уотергейтского скандала возглавлял Национальный комитет республиканской партии, занимал пост посла в Китае и директора ЦРУ. Свою избирательную кампанию Буш вел под лозунгом роста "просперити", достигнутого при Рейгане. Он также доказывал, что со своим опытом сумеет лучше укрепить оборону страны, чем его соперник, кандидат от демократической партии Майкл Дукакис. Губернатор штата Массачусетс Дукакис делал упор на то, что менее удачливые американцы ничего не получили от администрации Рейгана и что правительство обязано помочь им, взяв под контроль федеральный государственный долг и оборонные расходы. Избирателям, однако, больше импонировала экономическая программа Буша, пообещавшего не вводить новые налоги. На выборах Буш собрал 54% голосов избирателей, Дукакис — 46 (11). Впервые после 1928 г. президента США сменил вице-президент, бывший в одной с ним партии. Его избрали главой исполнительной власти прямо с вице-президентской должности — как в 1836 г. Мартина Ван Бюрена.

В первый год своего президентства Буш сдержал обещание не повышать налоги. Он следовал консервативной финансовой программе Рейгана, которая распространялась на налоги, потребление и долги. Однако больший, чем планировалось, бюджетный дефицит и законодательство о его сокращении поставили Буша в трудное положение — он не мог ввести новых статей государственных расходов. Таким образом, их сокращение пошло еще дальше, чем при Рейгане.

Поскольку основными источниками финансирования экологических мероприятий являются частные промышленные компании, а образования — бюджеты штатов и муниципалитетов, Буш пересмотрел налоговую политику. В ноябре 1990 г. он утвердил законопроект о предельно допустимой концентрации ядовитых веществ в атмосфере, об уменьшении автомобильных выхлопов, о ликвидации смога в городах и кислотных дождей, причем издержки были отнесены на счет промышленных фирм, загрязнявших окружающую среду. Далее Буш утвердил законопроект об инвалидах, которые получали необходимые технические средства передвижения и приобщались к нормальной жизни, а издержки снова возлагались на частный сектор. Президент также начал кампанию по расширению благотворительности, которую однажды назвал "тысячью светлячков".


БЮДЖЕТ И ДЕФИЦИТ

Попытки администрации Буша справиться с дефицитом федерального бюджета натолкнулись на гораздо большие трудности. Одной из причин был кризис в сфере государственных сбережений и займов. Мошенничество, плохое управление, несовершенное законодательство и экономические спады в ряде регионов США в начале и в середине 80-х гг. привели к многочисленным банкротствам сберегательных учреждений. В конце 70-х гг. их насчитывалось 3100, а на 30 июня 1990 г. — 2453.

По просьбе президента конгресс в августе 1989 г. принял закон о реформе финансовых институтов. Для их восстановления и поддержки выделялось 50 млрд. долл. Конгресс учредил также орган по опеке над запутанным и сложным процессом распродажи или закрытия обанкротившихся сберегательных учреждений. В случае их закрытия правительство США, согласно закону о страховании федеральных депозитов, должно было расплачиваться с вкладчиками и гарантировать сохранность вкладов в размере, до 100 тыс. долл. Правительство также брало на себя обязательства по займам как на выгодных, так и на невыгодных для себя условиях.

Расчетные данные о потерях от распродажи и ликвидации сберегательных институтов вскоре намного превысили выделенную конгрессом сумму. В апреле 1990 г. Главное контрольно-финансовое управление США определило, что кризис в области сбережений и займов обойдется в 325 млрд. долл., включая проценты за предстоящее десятилетие. В сентябре эта цифра возросла до 370 млрд., а в январе 1991 г. в стране начался экономический спад, затруднивший финансовые операции правительства и увеличивший последнюю цифру еще приблизительно на 100 млрд. Шаги администрации Буша по созданию на 1991 г. такого федерального бюджета, который отвечал бы закону о сокращении дефицита, еще больше осложнились экономическими и политическими причинами. В январе 1990 г. Буш представил конгрессу проект бюджета на следующий финансовый год. Демократы нашли его чересчур оптимистичным, и для приведения его в соответствие с законом, считали они, необходимо увеличить налоги и сократить расходы на оборону. Дебаты по поводу бюджета шли до июня, когда вопреки своим предвыборным обещаниям Буш вынужден был заявить лидерам фракции конгресса, что из-за изменений в национальной экономике повышение налогов должно стать частью любых предложений о бюджете страны.

На ближайшее пятилетие было запланировано значительное сокращение ассигнований как на военные, так и на социальные нужды, в том числе на не урезавшуюся ранее программу государственной медицинской помощи пожилым. Увеличивались налоги, в том числе на бензин и другие продукты перегонки нефти, на спиртные напитки, табачные изделия, а кроме того, снимались ограничения на некоторые виды налогов с лиц, имевших высокие доходы. Несмотря на достигнутое в 1990 г. соглашение по бюджетным вопросам между правительством и конгрессом, сочетание неблагоприятных факторов — экономического спада, финансовых потерь, понесенных в ходе спасения федеральных сберегательных институтов, дорогостоящих и расширявшихся военных действий в зоне Персидского залива опрокинули все попытки правительства уменьшить бюджетный дефицит. На финансовый год, который заканчивался в сентябре 1991 г. (12), дефицит остался в прежнем размере.

ВОЙНА В ПЕРСИДСКОМ ЗАЛИВЕ

Бюджетные проблемы, о которых в основном и говорили средства массовой информации США, освещая работу правительства и конгресса, 2 августа 1990 г. были внезапно оттеснены на второй план известием о вторжении иракских войск в Кувейт. В тот же день Буш резко осудил политику Ирака и призвал его к немедленному и безоговорочному выводу своих войск. Президент США отдал приказ о прекращении всех видов торговли с Ираком и о замораживании иракских и кувейтских активов в американских банках. Конгресс в срочном порядке утвердил эти мероприятия. В свою очередь Ирак объявил об аннексии Кувейта, закрыл там все иностранные посольства и захватил американских и британских граждан в качестве заложников. 8 августа Буш выступил по национальному телевидению с заявлением о развертывании американских вооруженных сил на Ближнем Востоке. Он, в частности, сказал: "Суверенитет и независимость Саудовской Аравии жизненно необходимы Соединенным Штатам". Буш подчеркнул, что "умиротворять (Ирак) бесполезно. Политика США в данном вопросе базируется на четырех принципах: требование вывода иракских войск из Кувейта; восстановление законного правительства этой страны; приверженность к миру и стабильности в зоне Персидского залива; защита американских граждан, находящихся в этом регионе". Президент также начал создавать крупнейшую военную и политическую коалицию наших дней, объединявшую вооруженные силы стран Европы, Азии и Африки, а также Ближнего Востока (13).

В течение нескольких недель после вторжения Ирака в Кувейт Совет Безопасности ООН принял 12 резолюций, осуждающих интервенцию, требующих вывода иракских войск, восстановления законного правительства Кувейта, освобождения всех иностранных заложников. Были приняты также широкие экономические санкции против Ирака. 12-я по счету резолюция от 29 ноября одобряла использование войск ООН, если Ирак не выведет войска до 15 января 1991 г.

За неделю до принятия этой резолюции конгресс открыто обратился к президенту Бушу и к международному сообществу с просьбой принять все возможные меры к мирному разрешению кризиса. За этим скрывалось то положение Конституции США, что право объявлять войну остается за конгрессом. С другой стороны, во второй половине XX в. США неоднократно принимали участие в военных действиях без официальной санкции конгресса — например, во Вьетнаме. В конце декабря 1990 — начале 1991 г., когда призрак войны в Персидском заливе вырисовывался уже явственно, американские политики все чаще вспоминали Вьетнам.

В ходе слушаний в конгрессе бывшие военные и государственные деятели часто ссылались на свой опыт участия в событиях вьетнамской войны и призывали руководство страны проявить сдержанность. Они напомнили американцам о тысячах жертв, понесенных Соединенными Штатами за четыре года войны, только после которых президент Джонсон начал мирные переговоры. Он лишился поддержки американского народа и не был избран на второй срок. Часть конгрессменов заявила, что Бушу следует заручиться поддержкой конгресса, прежде чем начать войну. Впрочем, некоторые комментаторы полагали, что все, чего в действительности добивался конгресс, — это возможности влиять на выбор места, времени и условий ведения Соединенными Штатами войны, а не брать на себя ответственность за ее объявление.

8 января 1991 г. президент Буш обратился к конгрессу с просьбой одобрить резолюцию ООН о выводе иракских войск до 15 января, а в противном случае — о возможности применения силы. 12 января конгресс наделил президента требуемыми полномочиями, которые были самыми широкими и всеобъемлющими за последние полстолетия.

Война началась менее чем через 24 часа после истечения срока, установленного ООН. Военно-воздушные силы США, Великобритании, Франции, Саудовской Аравии и Кувейта (14) совершили налеты на многочисленные объекты на территории Ирака и оккупированной им кувейтской территории. Заручившись международной поддержкой и согласием конгресса на применение силы, Буш мог твердо полагаться и на законодателей, и на американское общество.

После шестимесячных бесплодных дипломатических усилий США и их союзники добились освобождения Кувейта путем разрушительных бомбардировок с воздуха, которые продолжались немногим более месяца. Они использовали бомбы с лазерной наводкой, крылатые ракеты, "невидимые" для радаров самолеты — все то высокотехнологичное вооружение, которое ранее предназначалось для защиты Западной Европы от возможного советского нападения. Воздушные атаки сопровождались массированными действиями на суше бронетанковых и десантных частей. Обладая большей скоростью, маневренностью и огневой мощью, союзники всего за 100 часов одержали победу над многочисленными, но малоподвижными и понесшими большие потери иракскими войсками.

Ирак обстреливал Саудовскую Аравию и Израиль ракетами типа "Скад", безуспешно пытаясь внести раскол в ряды союзников (15). Но "Скады" были крайне неточными (16), и многие из них перехватывались и уничтожались в воздухе американскими зенитными ракетами "Пэтриот", Это была первая в истории война ракет с ракетами. Однако самые разрушительные ответные действия Ирака были направлены не против сил коалиции, а против окружающей среды. Иракцы подожгли 600 кувейтских нефтяных скважин, которые пришлось тушить в течение 9 месяцев, и вылили огромное количество сырой нефти в Персидский залив.

США и их союзники выполнили поставленную задачу, и президент Буш сказал по этому поводу: "С угрозой покончено, (кувейтский) народ освобожден, а тиран заперт в своей стране как в тюрьме". Но все же это была частичная победа. Саддам Хусейн остался у власти и после окончания военных действий жестоко подавил восстание курдов на севере и мусульман-шиитов на юге Ирака. Его режим чинил препятствия международной группе инспекторов, которые, выполняя резолюцию Совета Безопасности ООН, искали на иракской территории подлежащие уничтожению ядерное и химическое оружие и средства производства расщепляющихся материалов. Соединенные Штаты воспользовались войной в Персидском заливе, чтобы убедить арабские государства, Израиль и палестинскую делегацию начать прямые переговоры по комплексу проблем, от решения которых зависит прочный мир на Ближнем Востоке. Переговоры начались 30 октября 1991 г. в Мадриде.


ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА США

Президент получил одобрение обеих фракций конгресса на введение американских войск в Панаму 20 декабря 1989 г. с целью свержения диктаторского режима генерала Мануэля Антонио Норьеги. В первые же часы после ввода войск Буш заявил, что эта акция предпринята ради замены диктатуры Норьеги правительством Гуллер-мо Эндары, которое было законно избрано, но свергнуто Норьегой. Для американского вторжения имелись и другие основания: Буш разъяснил репортерам, что цель операции — защита американских граждан, восстановление демократии в стране, обеспечение нормальной работы Панамского канала и отдача генерала Норьеги под суд.

Последний добровольно сдался американским властям, после чего был судим федеральным судом в Майами (штат Флорида) по обвинению в торговле наркотиками и гангстеризме. Действия Буша получили твердую поддержку на Капитолийском холме (17) еще потому, что президент вначале пытался решить вопрос сугубо мирным путем многосторонней дипломатии, через Организацию американских государств (ОАГ). США действовали аналогично и при введении эмбарго на торговлю с Гаити — после насильственного свержения там избранного народом президента Жана-Бертрана Аристида. Однако восстановить его на этом посту путем устранения обнаглевшей военной клики не удалось.

Администрация Буша одержала победу на экономическом фронте, начав с 1990 г. осуществление "общеамериканской инициативы" — создания максимально благоприятных условий для взаимной торговли и инвестиций в экономику американских государств путем зачета долгов, снятия таможенных барьеров и т. п. странами-участницами. Самыми успешными оказались переговоры между США, Канадой и Мексикой о заключении Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА). Хотя в его текст были внесены поправки — профсоюзы опасались конкуренции товаров из США, экологистов волновала проблема загрязнения окружающей среды промышленными отходами, администрация Буша доказывала, что НАФТА обеспечит приток дешевых товаров и услуг и увеличит конкурентоспособность трех государств на мировом рынке. Многие рассматривали НАФТА как прообраз будущих торговых соглашений в рамках "общеамериканской инициативы", которая в конце концов может привести к установлению системы свободной торговли в Западном полушарии.

Если политика Буша в зоне Персидского залива и на Американском континенте получала одобрение и поддержку в США, его позиция по отношению к Китаю после разгона там демонстраций с демократическими лозунгами вызвала критику как со стороны конгресса, так и со стороны американской общественности. Через несколько недель после мирных шествий в ряде городов КНР в июне 1989 г. на площади Тяньаньмынь в Пекине полиция и войска напали на безоружных студентов и других мирных демонстрантов. США возглавили международную кампанию протеста. Буш приостановил продажу Китаю оружия и обмен военными делегациями, а через Международный Красный Крест предложил гуманитарную и медицинскую помощь пострадавшим. США также эвакуировали из Китая второстепенный дипломатический персонал и членов семей дипломатов.

При этом Буш вовсе не собирался разрушать сложившиеся отношения между США и Китаем, которые после исторического визита в КНР в 1972 г. президента Никсона развивались по восходящей линии. Буш неоднократно отказывался применить к Китаю торговые санкции, хотя на него оказывали нажим те, кто ссылался на нарушение прав человека в этой стране.


КОНЕЦ "ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ"

Отношения двух сверхдержав — США и СССР в конце 80-х гг. складывались под влиянием политических бурь в Восточной Европе. Америка и весь мир следили за тем, как в результате народных движений за демократические преобразования рушатся один за другим коммунистические режимы в Польше, Венгрии, Болгарии, Чехословакии, ГДР.

Первая встреча Буша с Горбачевым 2—3 декабря 1989 г. оказалась продуктивнее, чем ожидалось. В переговорах на борту советского ракетного крейсера близ берегов Мальты в Средиземном море Буш согласовал с ним программу из 21 пункта о развитии советско-американских отношений, и Горбачев согласился почти со всем. Оба лидера признали необходимость ускорить переговоры по контролю над вооружениями и по экономическим вопросам. Буш обещал пойти на уступки в вопросах торговли и предложил Советскому Союзу помощь для полного его вхождения в мировую экономику, что СССР намеревался сделать впервые.

Однако мало кто мог предположить в конце 1989 г., насколько плодотворно будут развиваться отношения двух стран в следующем году. В январском послании конгрессу о положении страны Буш заявил о своем намерении сократить численность американских войск в Западной Европе до 195 тыс. человек. В феврале администрация Буша повела переговоры с Советским Союзом о контроле над вооружениями и об объединении Восточной и Западной Германии. За семь месяцев двусторонних и многосторонних переговоров СССР отказался от своих прав, полученных в 1945 г., и согласился на создание единой Германии как полноправного члена НАТО. Договор об окончательном урегулировании этого вопроса был подписан в Москве 12 сентября 1990 г.

Несколькими месяцами раньше президенты Буш и Горбачев обсуждали проблему воссоединения Германии на встрече в Вашингтоне. В ходе этой рабочей встречи речь шла также о контроле над стратегическими и обычными вооружениями, о торговле между двумя странами, о роли Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975) и о новой системе европейской безопасности. Был достигнут ряд соглашений о более тесном сотрудничестве США и СССР в урегулировании таможенных правил, в развитии гражданской авиации, морских перевозок, в использовании атомной энергии и создании двух интернациональных парков на советском и американском берегах Берингова пролива.

19 ноября 1990 г. президент Буш и главы 21 государства подписали договор об обычных вооружениях и вооруженных силах в Европе. Это произошло в ходе трехдневной встречи глав государств — участников хельсинкского процесса (34 страны, включая США, Канаду и все европейские государства, кроме Албании). Договор от 19 ноября стал одним из самых сложных и далеко идущих соглашений относительно того, что делать со многими тысячами танков, военных самолетов и артиллерийских орудий, размещенных НАТО и странами бывшего Варшавского договора на огромном пространстве от берегов Атлантики до Урала (18).

31 июля 1991 г. США заключили свой последний крупный договор о вооружениях с Советским Союзом. Он стал завершением длительных переговоров о сокращении стратегических наступательных вооружений и был подписан Бушем и Горбачевым в Москве. Им предусматривалось сокращение ядерных арсеналов обеих стран на 30— 40%. Но даже столь большое сокращение кажется незначительным по сравнению с тем, что предусматривал договор между Бушем и президентом новой Российской Федерации Борисом Ельциным (19). По нему все межконтинентальные баллистические ракеты с разделяющимися боеголовками должны быть уничтожены к 2003 г. В итоге оба договора сокращают численность имеющихся ядерных боеголовок на две трети — приблизительно от 21 тыс. до 6—7 тыс. Обезвреживание ядерного оружия и проявляющееся даже в наши дни беспокойство по поводу его возможного распространения "перевесили" угрозу ядерной войны между Вашингтоном и Москвой. "Холодная война" закончилась, и это стало фактом.

НА ПОРОГЕ XXI ВЕКА

По мере приближения президентских выборов 1992 г. американцы обнаружили, что за четыре истекших года мир неузнаваемо изменился. Исчезли привычные символы "холодной войны" — от Берлинской стены до стоящих на боевом дежурстве межконтинентальных баллистических ракет и патрулирующих в воздухе бомбардировщиков. Восточная Европа стала свободной, СССР распался, Германия воссоединилась, Израиль и арабские страны начали прямые переговоры, а угроза ядерного конфликта сильно уменьшилась. Все стало выглядеть так, как будто закончился один великий том истории и начался другой.

У себя дома американцы были настроены не столь оптимистично, сталкиваясь с одними и теми же глубоко укоренившимися проблемами. Как только завершились торжества и парады по поводу окончания войны в Персидском заливе, США охватил самый глубокий экономический спад после начала 80-х гг. Усилилась безработица среди лиц "беловоротничковых" профессий, занимавших среднее положение в социальной иерархии ("синие воротнички", т. е. промышленные рабочие, больше пострадали в предшествующие годы). В 1992 г. ситуация стала улучшаться, но экономический рост был крайне незначительным, и многие районы страны все еще не преодолели спад. Более того — дефицит федерального бюджета продолжал расти, несмотря на "мирный дивиденд" в виде сокращения военных расходов и на удорожание медицинского обслуживания.

Вопреки звучавшей в прессе критике их деятельности консервативным публицистом Патриком Бьюкененом, кандидатуры Буша и вице-президента Дэна Куэйла были выдвинуты от республиканской партии. Соперником Буша стал губернатор Арканзаса Билл Клинтон, оттеснивший других претендентов от демократической партии. Кандидатом в вице-президенты он избрал сенатора из штата Теннесси Ала Гора, который, по всеобщему признанию, был самым компетентным и красноречивым защитником окружающей среды.

Вместе с тем глубокая обеспокоенность американцев состоянием экономики способствовала выдвижению третьего, независимого кандидата в президенты США — техасского бизнесмена Росса Перо. Наживший огромное состояние на продаже компьютеров и электроники, Перо не мог равнодушно смотреть на тщетные попытки вашингтонского руководства справиться с экономическими трудностями, прежде всего с бюджетным дефицитом. Его помощники собрали достаточное количество подписей избирателей для включения Перо в списки кандидатов в президенты во всех 50 штатах. Хотя он практически лишил себя шансов на победу, вначале сняв свою кандидатуру в июле, а затем восстановив ее осенью, его участие в избирательной кампании говорило о том, что вопросы экономики занимают в ней центральное место.

На исход каждых выборов президента США влияют национальные проблемы, личные качества и имидж кандидатов. Несмотря на повышенное внимание к экономике, выборы 1992 г. исключением не стали. Для переизбрания Буш руководствовался тем набором идей, которым обычно пользуются стоящие у власти — это уповать на свой опыт и доверие масс. Предвыборная кампания стала в каком-то смысле и борьбой двух поколений. 68-летний Буш был, пожалуй, последним президентом США, участвовавшим во второй мировой войне, а его соперник Билл Клинтон, 46 лет, никогда не служил в армии и участвовал в кампании протеста против войны во Вьетнаме.

Превознося свой опыт президента и главнокомандующего, Буш делал акцент на том, что в его глазах характеризовало Клинтона как человека безрассудного и слабовольного. Республиканские средства пропаганды нападали на него за уклонение от службы в армии в конце 60-х гг. Клинтон отвечал, что был против войны по моральным соображениям и что, привлекая к этому внимание общества, Буш старается обойти проблемы больной экономики. Эти дебаты показали по крайней мере то, что последствия войны во Вьетнаме все еще тревожат нацию и вызывают ее раскол. Клинтон построил свою кампанию на другой основе, использовав старый, испытанный способ электоральной политики — призыв к переменам. В юности Клинтону довелось пожать руку президенту Кеннеди, и 30 лет спустя он много позаимствовал из его риторики, призывая американцев сознательно отнестись к переменам.

Прослужив 12 лет губернатором штата Арканзас, Клинтон мог сослаться на свой опыт решения проблемы экономического развития, образования и здравоохранения, которые, как показали опросы общественного мнения, были самыми уязвимыми местами в деятельности Буша. Если Буш предлагал экономическую программу, основанную на низких налогах и небольших государственных расходах, Клинтон считал необходимым увеличить налоги с богатых и субсидировать развитие образования, транспорта и связи, которые в свою очередь будут стимулировать экономический рост, что и должно, в конечном итоге, снизить бюджетный дефицит. В области здравоохранения он призвал увеличить федеральные расходы на гораздо большую величину, чем Буш. Клинтон успешно подготовил общество к переменам — как в ходе предвыборной кампании, так и в трех телевизионных дебатах с президентом Бушем и Россом Перо, которые состоялись в октябре 1992 г. 3 ноября Билл Клинтон был избран 42-м президентом США, получив 43% голосов избирателей против 38%, поданных за Буша (20).

* * *

Начав свое развитие в качестве безвестных и уединенных колоний, прилепившихся к Атлантическому побережью Северной Америки, Соединенные Штаты прошли замечательный исторический путь. По словам писателя Бена Уаттенберга, они превратились в "первую всемирную нацию" с почти 250-миллионным населением, в котором представлены практически все национальности и этнические группы земного шара. В этой стране все подвижно, все динамично — экономика, технология, культура, демографическая и социальная сферы. Соединенные Штаты нередко являлись инициатором перемен, распространявшихся затем в других странах и у других народов, что неизбежно в нашем взаимосвязанном мире.

Вместе с тем народу Соединенных Штатов присуще чувство преемственности. Со времени основания американского государства он придерживается основных национальных ценностей, накопленных в ходе богатой и бурной истории, — веры в свободу личности, демократию, прогресс и необходимость предоставить экономические возможности всем членам общества. Теперь, когда страна и весь мир приближаются к чудесным вратам нового столетия, народ США по-прежнему верен им.

(1) Рассчитанный в постоянных ценах.
(2) Среднегодовая норма безработицы была несколько меньше 10%, хотя в отдельные месяцы по отдельным отраслям она могла превышать эту цифру.
(3) Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки.
(4) В либеральном коалиционном правительстве де Чаморро руководитель сандинистского фронта Даниэль Ортега получил пост военного министра.
(5) Рейган был против применения санкций к ЮАР и ожидал добровольного принятия расистским режимом обязательств по отказу от политики апартеида, т. е. изоляции черного населения.
(6) Кубинские войска были введены в Анголу в ноябре 1975 г. по просьбе руководства национально-освободительных сил для помощи в отражении нападений войск ЮАР, вторгшихся в Анголу с оккупированной соседней территории Намибии. Вплоть до 1989 г. Ангола оставалась в сфере советско-кубинского влияния.
(7) Один из Малых Антильских островов. Расположен неподалеку от побережья Венесуэлы.
(8) Движение за демократизацию Польши под руководством профсоюзного лидера Леха Валенсы. Было подавлено при политическом содействии СССР.
(9) Предлагалось, в частности, использовать направленную и сконцентрированную энергию небольшого ядерного взрыва (лазеры с ядерной накачкой) для уничтожения боеголовок противника и поражения земных объектов. СОИ представляла собой чрезвычайно дорогостоящую комплексную программу многоцелевого назначения, но уязвимую с Земли и из космоса. Ее осуществление перенесло бы гонку вооружений в космическое пространство.
(10) В конце 1992 г. президент Джордж Буш помиловал всех находившихся под следствием участников сделки "Иран — контра" во главе с бывшим министром обороны США Каспаром Уайнбергером и помощником Рейгана по национальной безопасности Робертом Макфарлейном.
(11) Свою кандидатуру выставил также борец за гражданские права Джесси Джексон, пользовавшийся популярностью среди черного и цветного населения.
(12) В США финансовый год не совпадает с календарным.
(13) СССР занял на этот раз нейтральную позицию, отвечавшую "новому мышлению" в международных вопросах, что давало свободу действиям США и их союзникам, и поддержал решения Совета Безопасности по Ираку.
(14) Небольшая часть уцелевших кувейтских ВВС размещалась на территории Саудовской Аравии.
(15) Ракетный обстрел Израиля (в основном мирных объектов) имел целью спровоцировать его вступление в войну на стороне США, что, по замыслу иракского руководства, должно было восстановить против него весь арабский мир. Израиль проявил сдержанность, а его территория защищалась американскими зенитными комплексами "Пэтриот".
(16) Это устаревшие ракеты советского производства, частично модернизированные Ираком для увеличения дальности полета.
(17) Место, где расположено здание конгресса США.
(18) Чтобы "спасти" часть бронетехники, тогдашнее руководство Министерства обороны СССР распорядилось тайно вывезти ее за Урал.
(19) Речь идет о договоре по ограничению стратегических наступательных вооружений, названном СНВ-1. 3 января 1993 г. Дж. Буш и Б. Н. Ельцин подписали в Москве договор СНВ-2.
(20) 19 % голосов собрал Росс Перо.

Copyright© 2004 ,United State of America,  All Rights Reserved Kamurzoev Oleg
Hosted by uCoz